ЗАДАЧИ НА ПРИМЕСИ

Задачи на примеси являются обязательным компонентом на экзаменах за школьный курс химии.

Содержание:

1. Что такое примеси и почему важно учитывать их присутствие в образце вещества

2. Основные расчетные формулы для решения задач на примеси

3. Рассчитываем содержание (массовую долю) примесей в образце вещества

4. Рассчитываем массу исходного вещества и его массовую долю в образце, содержащем примеси

5. Комбинированные задачи на примеси

Что такое примеси и почему важно учитывать их присутствие в образце вещества

Примеси — химические вещества, которые могут присутствовать в определенном количестве другого вещества (газообразного, жидкого, твердого) и отличаться от него по своему химическому составу.

Количество примесей всегда меньше, чем основного вещества.

Важно учитывать наличие и количественное содержание примесей. Они могут или не могут влиять на химические процессы, в которых участвует основное вещество.

Протекание побочных химических реакций, участниками которых становятся примеси, обычно не желательно. Именно поэтому важно знать количественное содержание примесей в образце вещества. И именно поэтому часто приходится отделять основное вещество от примесей.

Основные расчетные формулы для решения задач на примеси

zadachi-na-primesi

Рассчитываем содержание (массовую долю) примесей в образце вещества

Пример 1. При обжиге 134,3 г технического пирита был получен оксид серы массой 128 г. Найдите массовую долю примесей в техническом пирите.

Пирит (дисульфид железа (II)) содержит примеси, о взаимодействии которых с кислородом в данном случае ничего не говорится. В ходе реакции образуется оксид железа (III) и сернистый газ (оксид серы (IV)). Запишем данные условия задачи, уравнение реакции и расставим в нем необходимые значения.

1. По известной массе выделившегося сернистого газа определим массу чистого дисульфида железа (II):

zadachi-na-primesi

2.Поскольку образец технического пирита содержит чистый дисульфид железа (II) и примеси, то массу примесей определим как разность между массой технического пирита и чистого:

3.Определим содержание примесей (массовую долю) в образце технического пирита:

Пример 2.  Из 1 кг технического карбида кальция при полном разложении его водой было получено 300 л ацетилена. Какова массовая доля (%) примесей, содержащихся в этом образце карбида кальция?

В данном примере в качестве вещества, по которому начнем расчет, выступает ацетилен C2H2. Это газ. По условию задачи дается его объем. В связи с этим для расчета количества вещества ацетилена будем использовать не его молярную массу, а молярный объем.

1.Определим массу чистого карбида кальция:

zadachi-na-primesi

2.Вычислим содержание (массовую долю) чистого карбида кальция в образце:

3.Определим содержание (массовую долю) примесей:

Рассчитываем массу исходного вещества и его массовую долю в образце, содержащем примеси

Пример 3. При сжигании кокса (технический углерод) массой 25,6 г был получен углекислый газ объемом (н.у.) 44,8 дм3. Рассчитайте массу углерода в коксе массой 154,2 г.

При полном сжигании углерода образуется углекислый газ (оксид углерода (IV)). С него и начнем расчеты. Взяли два отличающихся между собой по массе образца кокса, содержащих одинаковое количество примесей.

Предварительно приведем в соответствие единицы измерения объема:

1.Вычислим массу чистого углерода в образце кокса:

zadachi-na-primesi

2.Определим содержание (массовую долю) углерода в техническом образце:

3.Вычислим массу чистого углерода во втором техническом образце:

Пример 4. Какая масса (г) технического пирита с массовой долей примесей 8,4% потребуется для получения сернистого газа SO2 объемом (н.у.) 12,540 м3?

В отличие от примера 1 в данном случае известен объем выделившегося сернистого газа.

Предварительно приведем в соответствие единицы измерения объема:

1.Вычислим содержание чистого дисульфида железа (II) в образце с примесями:

zadachi-na-primesi

2.Определим содержание (массовую долю) чистого дисульфида железа (II):

3.Рассчитаем массу всего образца пирита:

Пример 5. При окислении аммиачным раствором оксида серебра технического ацетальдегида массой 0,5 г, содержащего различные примеси, образовалось 2,16 г металла. Определите массовую долю (%) ацетальдегида в техническом препарате.

При окислении аммиачным раствором оксида серебра технического ацетальдегида образуется чистое серебро, масса которого известна. По нему и начнем расчеты.

В отличие от предыдущих примеров содержание примесей в данном случае не известно.

Уравнение реакции запишем в упрощенном виде:

1.Вычислим массу чистого ацетальдегида:

zadachi-na-primesi

2.Рассчитаем содержание (массовую долю) чистого ацетальдегида в техническом образце:

Комбинированные задачи на примеси

Задачи на примеси, включающие и другие важные процессы, несколько сложнее и интереснее. Разберем несколько разных примеров.

Пример 6. При обжиге 12,48 г пирита получили 4,48 л (н.у.) оксида серы (IV); поглотили весь газ 25%-ным раствором гидроксида натрия (ρ=1,28 г/см3) объемом 250 мл.  Какая соль образовалась? Какую массу дихромата калия можно восстановить образовавшейся солью, учитывая, что реакция происходит в растворе, подкисленном серной кислотой? Определите массовую долю (%) примесей в пирите.

Эта задача включает в себя:

  • расчеты с примесями;
  • определение состава вещества;
  • вычисления с процентной концентрацией растворов;
  • составление схемы окислительно-восстановительного процесса и расстановка в ней коэффициентов;
  • вычисление массы вещества, участвующего в окислительно-восстановительном процессе.

Предварительно приведем в соответствие единицы измерения плотности:

Поскольку это многосоставная задача, проведем вычисления в три этапа.

I. Вычислим массовую долю примесей в техническом образце пирита:

zadachi-na-primesi

II. Определим состав образующейся соли. Это может быть либо кислая соль гидросульфит натрия NaHSO3, либо средняя соль сульфит натрия Na2SO3. Все будет зависеть от количественных отношений взаимодействующих между собой гидроксида натрия и сернистого газа:

zadachi-na-primesi

III. Составим схему окислительно-восстановительного процесса образовавшейся средней соли сульфита натрия и дихромата калия в кислой среде. Затем расставим коэффициенты методом полуреакций (подробнее об этом здесь):

Вычислим требуемую массу дихромата калия:

Пример 7. Какую массу раствора с массовой долей серной кислоты 70% можно получить из пирита массой 200 кг, содержащего FeS2 и посторонние примеси? Массовая доля примесей в пирите составляет 10%, а выход серной кислоты – 80%.

Задача, отражающая основные стадии производства серной кислоты, включает в себя:

Кроме того, в качестве единиц измерения массы используются килограммы. Чтобы не переводить килограммы в граммы и не делать записи громоздкими, будем использовать все величины в тысячу раз большими: кмоль, кг/кмоль.

Основная схема производства серной кислоты выглядит следующим образом:

FeS2 → SO2 → SO3 → H2SO4

Поэтому целесообразно вести все необходимые расчеты, используя количество вещества.

I. Вычислим количество вещества сернистого газа SO2, используя данные о пирите и примесях, которые он содержит:

zadachi-na-primesi

II. Определим количество вещества оксида серы (VI):

III. Вычислим массу раствора серной кислоты, используя уравнение реакции (3) и данные о практическом выходе серной кислоты в этой реакции:

Пример 8. При нагревании смеси оксида кальция массой 19,6 г с коксом массой 20 г получили карбид кальция массой 16 г. Определите выход карбида кальция, если массовая доля углерода в коксе составляет 90%.

Обратим внимание, что одно из реагирующих веществ названо как оксид кальция, а не негашеная известь. Это означает, что речь идет о веществе чистом, без примесей. Второй реагент – кокс. Следовательно, речь идет не о чистом углероде, а о техническом, то есть содержащем примеси.

Данная задача также многокомпонентная. Она включает:

  • расчеты на избыток и недостаток (реагируют два вещества, одно из них может быть взято в избытке, а второе в недостатке – надо проверить);
  • расчеты с примесями;
  • расчеты на практический выход продукта реакции.

I. Определим массу чистого углерода, принимающего участие в реакции:

zadachi-na-primesi

II. Выясним, какое из двух исходных веществ: CaO или С, — взяты в недостаточном количестве. По недостатку затем и будем вести вычисления:

III. Вычислим практический выход карбида кальция. Для этого сначала рассчитаем, сколько его могло бы получиться теоретически:

Задачи на примеси имеют важное практическое значение.

Как в природе, так и в большинстве производственных процессов, приходится иметь дело не с чистыми веществами, а с веществами, загрязненными примесями.

 

В качестве примеров задач на примеси использованы задачи из сборников:

Врублевский А.И. Учимся решать задачи по химии. Общий подход / А.И. Врублевский. – Минск: Попурри, 2019. – 480 с.

Магдесиева Н.Н. Учись решать задачи по химии: Кн. для учащихся /Н.Н. Магдесиева, Н.Е. Кузьменко. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

Хомченко Г.П.  Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. и доп./ Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. – М.: «Издательство Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002. – 278 с.

Чтобы самыми первыми узнавать о новых публикациях на сайте, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте.

himzadacha.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *